Мозговой штурм Мозговой штурм — способ привлечения сотрудников, способных мыслить масштабно, генерировать идеи и находить решения.
Некоторые ключевые моменты, связанные с проведением подобного общения:
● Если проблема имеет определённую локацию — кабинет приёма врача, кабинет забора крови в лаборатории, регистратура, этаж поликлиники и т.д. — не стоит штурмовать список проблем, связанных с их деятельностью.
● Правильнее – оказаться на месте процесса и понаблюдать со стороны за происходящим. Наблюдать не в гордом одиночестве, а с руководителем подразделения, чтобы сформулировать проблему и согласовать решение на месте. Решение, которое будет выработано на опыте личных наблюдений и выводов, без искажений — оно самое, как правило, верное.
● Но, если вы хотите, чтобы решение было воплощено быстро и без нажима, стоит предоставить сотрудникам возможность выработать его самостоятельно, даже если для вас оно уже давным-давно очевидно…как, впрочем, и для них.
● Кроме того, существует фундаментальный приём в командообразовании — совместное решение и последующее совместное её воплощение. Работает однозначно! Поэтому, иногда стоит и поштурмовать:
● Соберите для этого сотрудников в отдельном помещении, лучше не в их кабинетах, так как там слишком многое отвлекает их и напоминает о рабочих проблемах.
● Заранее предупредите их о том, что они будут заняты 1-2 часа, пусть спланируют время так, чтобы их не отвлекали текущие проблемы. Перед началом сделайте доклад о положении дел, о том, для какой проблемы необходимо найти решение. После этого объясните им три главных правила подобного штурма:
1. Необходимо высказывать как можно БОЛЬШЕ идей, не ограничивая своё творчество — свой полёт. Это могут быть любые, даже самые необычные и дикие на первый взгляд идеи; 2. ЗАПРЕЩАЕТСЯ оценивать и обесценивать идеи; 2.1 Не отбрасывайте «сумасшедшие» идеи. Возможно, хоть и не в чистом виде, они натолкнут вас на нестандартные решения проблемы. 2.2 Соединяйте и улучшайте свои и чужие идеи. Дополняйте и развивайте идеи друг друга. Соединяйте идеи – возможно, при соединении нескольких идей может возникнуть третья, еще более интересная. 2.3 Не перебивайте, дайте каждому участнику высказаться. 2.4 Не уходите далеко от главной проблемы. Генерируя идеи, постоянно думайте о вашей задаче, о пациентах, для которых вы создаете новые решения. Пользователь – это не вы. У него другой опыт, предпочтения и задачи. 2.5 Давайте название идеям! Идея не будет нуждаться в особых пояснениях, если дать ей название, как у заголовка журнальной или газетной статьи – кратко и емко. Часто помогают метафоры. 2.6 Делайте зарисовки. Иногда гораздо проще передать идею в виде наброска, схемы, диаграммы. 3. Мозговым штурмом необходимо УПРАВЛЯТЬ. Соблюдение первого правила необходимо по той причине, что чем больше идей высказывает человек, тем больше хороших идей у него рождается. Это удивительно, но вы, наверное, обращали внимание, что дурачась с друзьями и высказывая разные идеи, творчества становится всё больше и больше и появляются идеи, удивляющие даже самого автора.
Также имеет значение скорость, с которой идеи высказываются. Это тесно связано с принципом преодоления количественного барьера о котором мы недавно говорили (в рассылке «Скорость или качество?»).
В процессе работы можно и нужно поощрять тех, кто продуцирует больше идей, например, просто давая салфетку/конфетку/шоколадку …( если всё происходит за чаем) за каждую идею.
А тому, кто к концу беседы выскажет больше (работаем на количество) всего идей, можно вручить какой-то шуточный приз или присвоить звание «самого творческого» — людям нравятся такие игры, а у нас появляется возможность ДАЛЬНЕЙШЕГО взаимодействия.
Второе правило необходимо потому, что негативная оценка любой идеи ОСТАНАВЛИВАЕТ ТВОРЧЕСТВО! «Здоровая критика» хороша в работе диссертационного совета, когда необходимо отбраковывать некачественные работы, но она совершенно неуместна в области творчества (на орбиты которого вы выводите свою проектную группу).
Достаточно СКАЗАТЬ человеку, что предложенная им идея несвоевременна, или что на её реализацию не хватит денег, или что она невыполнима по любой другой причине, и его идеи иссякнут... Поэтому, когда мы проводим мозговые штурмы, мы сразу договариваемся с участниками, что тот, кто выскажет любую оценку или обесценит ЛЮБУЮ (даже свою) идею, ведёт всех участников мозгового штурма в ресторан. Работает удивительно хорошо.
Ну и третье, именно вам – руководителям, НЕОБХОДИМО УПРАВЛЯТЬ всем эти процессом. После того как вы объяснили, в чём заключается проблема, задача, дайте участникам время, чтобы они задали уточняющие вопросы, постарайтесь ответить на эти вопросы КАК МОЖНО ТОЧНЕЕ. Если у них сразу возникают идеи, пусть запишут их для себя, но НЕ ВЫСКАЗЫВАЮТ до тех пор, пока все не получили ответы на свои вопросы.
Ответив на вопросы, дайте людям подумать пару минут, НО НЕ БОЛЬШЕ. Для создания идей не требуется время вообще!(Время это составляющая материального мира, а не мысли — она, как известно, не материальна). Обычно человеку требуется время, чтобы СВЫКНУТЬСЯ с идеей, которая у него возникла, или найти ей подтверждение, НО при мозговом штурме это НЕ НУЖНО.
Объясните, что каждый, кто хочет высказаться, должен поднять руку, и вы дадите ему слово.
Кстати, вам не стоит быть выше уровня поднятой руки, т. е. находиться на сцене, или на подиуме — это не то место, откуда возможна режиссура творчества. Обычно актёры репетируют на сцене, а нормальный режиссёр работает с ними из глубины зала.
Если они будут перебивать друг друга, это будет ОБЕСЦЕНИВАЕМ идей. Предоставляйте им слово по очереди, пусть каждый быстро выскажет свои идеи. ОБЯЗАТЕЛЬНО давайте подтверждение каждой идее, НО не оценивайте! Вам нужно превратить это действие в игру. Если это удастся, вы увидите проявление энтузиазма, азарт, переходящий в кураж и услышите МНОЖЕСТВО (количество) прекрасных идей. Обязательно КТО-ТО должен кратко записать каждую идею С УКАЗАНИЕМ АВТОРА.
Цель штурма — ПОЛУЧИТЬ МНОГО идей, не оценивая возможность их реализации. После того как мозговой штурм закончится, поблагодарите тех, КТО высказывал идеи. Только затем можно высказать своё мнение, какую из идей вы считаете лучшей и ПОЧЕМУ.
Не оценивайте остальные идеи, даже если вы сравниваете несколько идей, говорите о преимуществах той или иной. Следует чётко понять, что во время штурма вы НЕ являетесь руководителем.
В обязанности руководителя входит оценка результатов (деятельности подчинённых), но даже руководитель НЕ СМЕЕТ оценивать Идеи, только результаты!
Главное, что вы должны получать на этом шаге, — это идеи по поводу пути решения проблемы. |
|
Signatura: внедряйте Lean-инструменты и развивайтесь!